Встроенная реклама MIUI - о том как карета превратилась в тыкву

Пост ознаменован полным непониманием и критикой в адрес Xiaomi. Нижеследующий текст включает в себя описание опыта эксплуатации на модели Xiaomi Mi5s с официальной глобальной MIUI 9.5.2.0 (и далее 9.5.4.0 по мере обновления аппарата на нее).

С недавних пор в официальных глобальных прошивках MIUI появилась встроенная нативная и контекстная реклама. Вернее, встроенная реклама в незначительном кол-ве появилась намного раньше. Она присутствовала и в стандартном системном приложении Безопасность. Но это было настолько незаметно, что отключалось простым переключателем в настройках самого приложения. Также реклама была и во встроенном системном браузере в виде рекомендуемых закладок страниц и всплывающих уведомлений в виде "ТОМ КРУЗ ПОРВАЛ ШТАНЫ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА" (показ которых можно было отключить в самой системе). Но кому нужен стандартный браузер, когда есть Chrome? Все эти маленькие шероховатости не бросались в глаза и никак не сказывались на общем впечатлении от использования системы. Пока не произошло то, о чем будет изложено далее.

Что произошло и когда это случилось

Начиная с 9 версии системы в одной из сборок MIUI появился сервис "Обновление компонентов", через который компания решила обновлять свои системные приложения. Если ранее большинство системных, глубоко интегрированных приложений обновлялись с прошивкой, то теперь подобно Google Play приложения обновляются по воздуху по мере выхода свежих версий. Помимо этого, часть ранее фирменных приложений вроде стандартного Проводника и приложения для обмена файлами через Wi-Fi Mi Drop сделали общедоступными и разместили в Google Play как для пользователей своих телефонов, так и для пользователей аппаратов других производителей. Что в этом плохого? Собственно, ничего. Должно было стать только лучше. Но не совсем. Приблизительно в это же время в Xiaomi решили пилить бабло за счет пользователей всех устройств, не взирая на возможные репутационные риски. Они начали агрессивно встраивать контекстную/нативную рекламу в свои же приложения. Я бы еще понял, если бы это касалось только вышеописанных приложений Проводник и Mi Drop на сторонних (не Xiaomi-телефонах). Тут было все честно - скачали бесплатно? Пользуйтесь на здоровье, но посмотрите немножко на встроенную рекламу. Но ведь совсем другое дело, когда в MIUI встроили рекламу не только сюда, но и в другие свои приложения, которые доступны только в MIUI как стандартные системные, глубоко интегрированные в прошивку.

Как это проявляется

Появившаяся реклама является либо частью интерфейса приложения (как например в Темах, Безопасности и т.д.), которая рекламирует сторонние коммерческие объявления, либо представляет из себя рекламу своих же проектов. Часть рекламы можно убрать, отключив соответствующие настройки в каждом содержащем ее приложении. Но в некоторых местах ее невозможно убрать, т.к. даже нет соответствующих параметров для этого. А другая часть рекламы является элементами интерфейса приложений. Теперь обо всем подробнее и со скриншотами. 

Начнем с того, что реклама в приложениях MIUI отключается в настройках каждого приложения. Этот параметр называется "Получать рекомендации". Звучит очень красиво, браво Xiaomi. На деле же этот способ работоспособен не на 100% и не во всех случаях.

Приложение Музыка (Mi Music)

При запуске происходит показ рекламного баннера во весь экран, который необходимо закрыть. Этот же баннер периодически всплывает при проигрывании музыки. Захотели быстренько достать телефон и переключить трек? Не тут-то было, сначала закройте баннер. Xiaomi, вы в своем уме? 
p.s. отключение параметра "Получать рекомендации" здесь не работает. Баннер по-прежнему останется. Ранее реклама здесь присутствовала еще в виде контекстной в самом интерфейсе, но при последнем запуске почему-то не обнаружилось. Или она показывается временами, или ее все-таки убрали, оставив только всплывающий баннер.




Баннер в стандартном приложении Музыка (Mi Music) при его запуске.
Приложение Проводник (он же Mi Проводник)

Наверное, один из главных напичканных рекламой продуктов компании. Реклама здесь присутствует крупно и много. В зависимости от текущей версии, реклама разная. Сейчас (весь этот текст пишу во время проведения ЧМ2018) здесь отказались от коммерческой контекстной рекламы, оставив только рекламу собственной страницы, посвященной чемпионату. К теме чемпионата мы вернемся позже. Баннер присутствует крупно сверху.


Реклама в параметрах не отключается. Баннер можно закрыть крестиком и на какое-то время он больше не будет показываться. Дальше все повторится заново.


Приложение Темы
Встроенная контекстная реклама в интерфейс приложения. В параметрах отключить невозможно.

ВИШЕНКА НА ТОРТЕ - стандартный магазин приложения от Xiaomi, называющийся просто и лаконично Приложения.


В какой-то момент в компании решили, что нужно что-то делать со своим стандартным каталогом, аналогом Google Play, который пользователи запускали всего один раз после знакомства с телефоном и больше к нему не возвращались (потому что зачем, когда есть Google Play?). Возможно на рынке Китая этот каталог и является востребованным, но нам он просто ни к чему. Так вот, с очередным обновлением версии MIUI это приложение начало агрессивно продвигать. От него стали постоянно приходить обновления о наличии новых версий программ (подобно Google Play):

Уведомления от стандартного магазина приложений

Когда эти уведомления меня окончательно замучили, я решил их просто выключить. Но не тут-то было. Для этого приложения вы не можете отключить ползунок в настройках MIUI. Он по умолчанию включен всегда:

Гениальное продвижение своих сервисов компанией  Xiaomi
Update - в прилетевшем обновлении 9.2.4.0 они все-таки позволили убрать уведомления. И на этом спасибо.

Чемпионат мира 2018

Окончательно обезумев, разработчики встроили рекламу своей страницы, посвященной ЧМ 2018 по футболу, куда только можно. Не подумайте, что я занудный скептик и футбол мне не интересен. Напротив. Но я не хочу видеть насильно продвигаемую мне рекламу информационного ресурса, которым я не буду пользоваться (да и еще в неуместных местах). Я слежу за новостями на тех ресурсах, где хочу и когда хочу. Вот посмотрите эту "легкую ненавязчивую" рекламу:




Почему я об этом пишу

Потому что являюсь небезразличным к продуктам компании пользователем устройств. Потому что пользуюсь MIUI уже много лет. И текущая ситуация мне очень не нравится. Некогда прекрасную прошивку, обладающую рядом достоинств, превратили в безвкусный рекламный комбайн вроде сервисов MAIL.RU. Посмотрим за развитием ситуации, но при сохранении текущей тенденции, следующий телефон Xiaomi я уже не куплю. И если непритязательным пользователем бюджетных устройств от Xiaomi эта ситуация по-боку, то для меня это все выглядит как скармливание дерьма людям, заплатившим свои кровные за телефоны компании. И да, я покупал этот телефон с нормальной прошивкой без рекламы. Впоследствии карета превратилась в тыкву.

Как это объясняет сама Xiaomi 
 
Глубоко в настройках конфиденциальности системы спрятан пункт с персональным идентификатором. Его включение/отключение влияет на то, какую рекламу вам отображать. Если параметр включен, то вас будет показываться реклама на основе "ваших интересов". То есть в данном случае система еще будет собирать персональную информацию. Если он, соответственно, выключен, то будут показываться объявления без привязки к вашим личным данным. В любом случае, его лучше отключить, чтобы минимизировать сбор ваших же данных в целях рекламы.

Именно там и содержится чуть ли ни дисклеймер компании, объясняющий ее позицию:
Оригинал Privacy Policy на английском языке
А теперь переведем на русский язык (жирным выделил наиболее интересное):
Почему вы видите рекламу?
Доход от рекламы является основным источником дохода для разработчиков. Без рекламы они не смогут создавать и поддерживать бесплатные приложения и сервисы. Мы делаем все возможное, чтобы предоставить вам полезные и информативные объявления, чтобы вы могли быстрее найти продукты и услуги.

Что такое подход Xiaomi к рекламе? 
Постоянное улучшение пользовательского опыта - наша основная цель. Вот почему мы отказываемся работать с агрессивной рекламой и всегда стремимся показать вам рекламный контент, который может быть полезен.

Как Xiaomi использует ваши данные?
Чтобы защитить вашу конфиденциальность, мы используем анонимный рекламный идентификатор, чтобы повышает релевантность показанных вам объявлений. Это означает, что данные, которые мы используем, не связаны с вами лично. Цель рекламного идентификатора - помочь нам группировать людей в соответствии с их интересами. Другими словами, мы используем этот инструмент для определения целевых аудиторий определенных типов объявлений, которые вы будете получите. В каждой группе, в которой вы участвуете, будет не менее 10 000 человек. Вы можете отключить настройку персонализированных объявлений.


Прочли? Теперь делаем выводы -  компания Xiaomi заявляет, что реклама в системных приложениях - основной источник дохода их разработчиков. Т.е. покупая их телефон, вы должны знать, что программное обеспечение написано практически за бесплатно и только благодаря рекламе они и живут. Серьезное заявление. А еще там же считают, что реклама - это полезно для вас. Именно так.

От чего зависит показ рекламы?

Рекламные объявления и их кол-во зависят от выставленного в системных настройках региона (т.е. страны), версии прошивки и от конкретной версии системного приложения. Как и в каких масштабах это изменяется пока непонятно. Нужен более подробный анализ. Но на официальной глобальной прошивке с регионом "Россия" и системным русским интерфейсом все выглядит именно так, как описано в этом посте.

Что делать

Пишу этот пост очень быстро. Здесь могут быть ошибки. Еще будет дополнение материала как минимум на треть. Я попытаюсь расшарить эту статью по доступным источникам (и вы помогите мне тоже). Нужен человек, который опишет всю ситуацию на хорошем английском. Далее мы это размещаем на официальном форуме и следим за реакцией. Других вариантов (кроме как не покупать больше телефоны этой компании) пока для себя не вижу.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога